Калькулятор жизни: учёные разработали новый метод расчёта биологического возраста человека

Американские учёные из Йельского университета разработали тест, благодаря которому по анализу крови можно определить биологический возраст человека. В основе метода — девять биомаркеров, по которым врачи определяют вероятность преждевременной смерти. Российские эксперты отмечают, что принцип, предложенный их заокеанскими коллегами, существенным образом не отличается от предыдущих исследований такого рода, однако точность получаемых результатов значительно повысилась.

Учёные из Йельского университета (США) разработали метод, который позволяет определить по анализу крови так называемый биологический возраст человека, то есть реальное состояние его здоровья и текущий запас прочности.

Девять маркеров

Сотрудники Йеля проводили исследование на протяжении 30 лет. Оно состояло из двух этапов. Первый проходил в 1988—1994 годах. Тогда специалисты проанализировали данные образцов крови, взятых у 10 тыс. американцев, по 42 клиническим показателям (количество лейкоцитов, концентрация глюкозы и альбумина в крови и т.д.).

Этот анализ помог выявить именно те показатели, которые помогали бы спрогнозировать продолжительность жизни человека. Опираясь на полученные результаты, специалисты разработали тест, выявляющий девять биомаркеров, которые определяют биологический возраст человека.

В ходе второй части исследования, проходившей с 1999 по 2010 год, учёные опробовали свой метод на 11 тыс. американцев. Эксперимент оказался успешным, подтвердив эффективность методики. Выяснилось, что с биологической точки зрения женщины стареют медленнее мужчин.

Также оказалось, что если биологический возраст человека значительно превышал паспортный, то риск скоропостижной смерти увеличивался. Так, 25% от общего числа участников эксперимента в возрасте 50—64 лет, организм которых старел «быстрее паспорта», скончались в течение следующих десяти лет.

«Если человеку 60 лет, а его организму — 80, то соответственно риск смерти у него такой же, как и у 80-летнего», — пояснил автор исследования Морган Левин.

Если состояние организма человека хуже, чем «положено по возрасту», то каждый дополнительный «биологический год» повышает риск смерти на 14% у людей в возрасте 20—39 лет, на 10% в возрасте 40—64 лет и на 8% в возрасте 65—84 лет.

«Конечно, меньше всего смертей наблюдается среди молодого поколения, однако если организм человека находится в очень запущенном состоянии, то риск преждевременной кончины резко возрастает. Теперь благодаря тесту мы можем помочь молодым людям, находящимся в группе риска», — отметил Левин.

Также американские исследователи обозначили факторы, ускоряющие старение организма. Биологический возраст человека может превышать реальный, если он вырос в неблагополучной семье, испытывает частые стрессы, курит и страдает ожирением.

Отталкиваясь от новой информации, врачи смогут составлять рекомендации по профилактике, а также проводить регулярный мониторинг таких важных для здоровья показателей, как уровень глюкозы или холестерина в крови.

Старый новый метод

По мнению российских учёных, идея определять биологический возраст человека по биохимическому анализу крови не нова, однако американские специалисты предложили усовершенствованный вариант этого метода.

«В течение последних нескольких лет медики пытались оценивать состояние организма по уровню гемоглобина, глюкозы, холестерина в крови. Но раньше эти и другие биологические маркеры анализировали по отдельности. Если анализировать сразу девять биомаркеров, то методика будет давать более точные результаты», — отметил в беседе с RT президент Общества специалистов доказательной медицины доктор медицинских наук Василий Власов.

Эксперт добавил, что возраст организма можно определять по самым разным признакам, например по состоянию скелета: в зависимости от структуры костей специалисты делают выводы о биологическом возрасте человека. Однако, по словам собеседника RT, такая методика не может быть точной, поскольку люди стареют с разной скоростью.

«Нельзя забывать, что темпы старения зависят не только от внешних факторов, но и в какой-то мере от наследственности и генетической предрасположенности», — подчеркнул Власов.